DERYABA

О стратегии компании. Часть 2

#Колонка_Галины_Дерябиной


Технологии бережливого производства также являются частью стратегии компании.

Но LEAN - не только о сбережении ресурсов, но и в целом о любой оптимизации, происходящей в компании.

Все знают ещё из школьного курса, что главная цель компании - заработать прибыль. Однако, прибыль складывается из двух составляющих: в первую очередь, конечно же, продаж, то есть роста либо объема проданного товара либо его маржинальности; но во-вторых, и в мире жесткой конкуренции, когда сложно наращивать объемы, - оптимизации.

Что такое оптимизация, где и как она может проходить?

На самом деле, оптимизировать можно что угодно - ресурсы, время, бюджеты.

Время особенно важно в командной и проектной работе. В проекте (вспомним здесь диаграмму Ганта) - можно все поставленные задачи выполнять одну за другой, но можно выполнять и параллельно, если они не завязаны друг на друга.

Например, вы запускаете на рынок Новый продукт. Полномасштабную рекламу до производства продукта вы запустить, скорее всего не сможете, но вы можете - одновременно с поставкой производственной линии разрабатывать консистенцию продукта, получать техническую документацию, разрабатывать дизайн упаковки и заказывать ее производство, а также разрабатывать креатив для рекламной кампании и производить видео ролики. То есть сразу необходимо определить, какие процессы вы сможете запараллелить, а какие нет. Это позволит ускорить проект.

Бюджет - ну, конечно, это любимая тема финансистов, которые любят подрезать бюджеты отделов где-нибудь в середине года, чтобы показать лучшие результаты. Но важно, чтобы подрезания были оправданы, например, фактическая экономия на запланированных активностях начала года (применяем бенчмаркинг!), и экстраполяция этих результатов на вторую половину года.

Ресурсы - особенно важно, если они составляют значительную часть в производстве продукта. Основная мысль здесь - как увеличить КПД, то есть результативность каждого из вложенных ресурсов. Люди - это тоже ресурс компании. В консалтинге, например, ресурсом будут интеллектуальные способности сотрудников. И КПД здесь станет количество результативных проектов и финансовая отдача от одного сотрудника за определённый промежуток времени.

И в основе всего анализа лежат различные процессы компании, которые компания анализирует для повышения своей продуктивности.

Например, для производства пирогов сотрудник А готовит начинку за 30 мин, а сотрудник Б месит тесто 1 час. Компания теряет 30 мин времени одного из сотрудников. Возможная ли оптимизация?
Вариант 1. Изменить технологии производства теста и готовить его за 30 мин. в этом варианте экономим время и ускоряем выход продукта на рынок.
Вариант 2. Нанять сотрудника С, который будет готовить тесто для второго пирога, тоже за 1 час. А сотрудник А успеет параллельно приготовить начинку для второго пирога. В этом варианте время не изменится, но увеличится количество выпускаемого продукта в единицу времени, то есть КПД.
Вариант 3. Купить машины, которыми управляет 1 сотрудник. Машина производит 2 пирога за 30 мин, но нужно сопоставлять затраты на машину + сотрудника против 3х сотрудников. В России ручной труд зачастую дешевле.

Продолжение следует...