DERYABA

Сторителлинг

Сегодня мы рассмотрим, откуда появился сторителлинг и поделимся советами, как использовать силу истории.


Сторителлинг - это наука (да-да, именно так) про то, как рассказывать истории, но не просто травить байки, сидя у костра, а делиться историями, способными добираться до разума и сердца, пробуждать эмоции и мышление у человека.

Выделяют несколько типов сторителлинга: смешной, трогательный, выдуманный и реальный.

Был такой руководитель компании Armstrong International Дэвид Армстронг, он искал способ внедрения корпоративных ценностей своим сотрудникам. Инструкциям не доверял. Вот он и придумал вместо правил рассказывать сотрудникам запоминающиеся истории. Оказалось, что реальные и вымышленные истории действуют лучше сухого и скучного руководства. Все свои истории он напечатал в книге "Руководство по улучшению работы". Книга вышла в 1992 году, то есть сторителлинг - это очень молодая наука.

Сторителлинг понравился всему миру и этот метод используют везде: начиная от бизнеса и заканчивая медициной.

💭Как же придумать хорошую и стоящую историю? Или придумывать вовсе не надо?

Прежде чем мы поделимся с вами секретами успешного сторителлинга, мы должны предупредить вас, что сторителлинг не так прост, как кажется на первый взгляд‼️

Вы должны знать о критериях.

Исследователь и консультант мирового уровня, исполнительный директор Института управления знаниями Ларри Прусак предложил для стоящего сторителлинга такие критерии, как живучесть (даже если эту историю перескажут много-много раз, она сохранит все ключевые моменты); замечательность (история должна быть уникальной, создавать необходимую эмоциональную атмосферу, иметь хороший юмор); осмысленность (история должна пробудить определенные чувства и эмоции даже у самого заядлого скептика); конгруэнтность (рассказчик должен чувствовать комфорт при рассказывании истории).

Иными словами, хорошая и запоминающаяся история должна быть простой, конкретной, реалистичной, эмоциональной и неожиданной.

История и сторителлинг - это одно и тоже?

Нет. История - это, когда вы, например, рассказывайте другу или подруге о походе в магазин. Сторителлинг обладает особыми отличительными чертами. В каждой истории должен быть персонаж или несколько персонажей. Это очень важный момент, вокруг этого персонажа будут разворачиваться все события. Каждая история должна содержать интригу, чтобы подогреть интерес публики. И, конечно же, сюжет. История должна быть логичной.

Зачем нам нужен сторителлинг?

💡Одна из главных целей сторителлинга - это эффектное мотивирование к принятию верных решений. Также сторителлинг может помочь сформировать лояльность клиента или работника.


Но как же написать стоящую историю?

▫️Первое, что необходимо сделать - это определить идею, то, что вы хотите донести своей аудитории. Важно, чтобы идея была грамотно вписана в текст. Идея может быть короткой, но емкой. Она должна запомниться людям и остаться в их умах. Например, главная идея книги французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорит о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили». Для того, чтобы идея хорошо запомнилась аудитории ее нужно повторить три раза: в начале, в середине и в конце истории.

▫️Второе, это определить аудиторию. Конечно, можно написать универсальную историю, которая зацепит человека любого пола, возраста и расы. Но это безумно сложно! И не даёт гарантии того, что вы используйте всю силу истории. Лучше, если вы будете писать для маленькой группы людей. Это поможет вам чётко узнать вкусы, страхи и желания ваших слушателей. Тогда точно никто не останется равнодушным!

▫️Третье, это герой. Да, как вы уже поняли, герой действительно важен. С его помощью аудитория узнает историю, полностью в неё погружается. Героя можно выдумать или взять из реальной жизни. Крайне важно, чтобы он получился живым. Для этого можно использовать метод, которого придерживаются сценаристы: написать биографию героя, прописать внешние и внутренние качества. Или же взять у героя интервью. Просто представьте себя журналистом, которому необходимо раскрыть героя с разных сторон.

Ещё один важный момент - определить желание героя, то, что он хочет получить в конечном итоге. Чего хочет Киса Воробьянинов в романе «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова? Найти стул, в котором спрятаны брильянты его тещи. История получится интересной, а персонаж живым, если желание героя будет противоречить его потребности.

▫️Четвёртый важный момент - это поселить вашего персонажа в мир. Мир может быть выдуманным, фантастическим или реальным. Чтобы не ошибиться и поместить героя в нужный мир - задаёте себе вопрос «А, что, если…?» И дальше только ваша фантазия!

▫️Пятый совет - это четкая структура и логичность повествования. Если вы хотите, чтобы вас поняли, не надо слишком сильно заигрываться с фабулой и сюжетом. Рассказывайте события поэтапно и обязательно предупреждайте ваших слушателей о временных скачках в вашей истории. Например, за два месяца до этого или через три года после того как...

▫️ Шестое, продумать препятствие для героя. Оно поможет раскрыть характер персонажа. Важно, чтобы препятствие было сложным, но выполнимым. Это поможет держать аудиторию в напряжении.

▫️Седьмой, последний совет, продумать кульминацию. Ваша история обязательно должна чем-то закончиться. Должна быть поставлена финальная точка. Какая? Это уже решать вам!

Не забывайте, что сторителлинг необходимо писать на близкую вам тему и не бойтесь провалов.

Сторителлинг - это сложное искусство, мастерство которого вырабатывается методом проб и ошибок.